Т Е К С Т О В Ы Й Э К Р А Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р EEEEEEEE DDDDDD IIIIII KK KK EE DD DD II KK KK EE DD DD II KK KK EEEEEE DD DD II KKKKK EE DD DD II KK KK EE DD DD II KK KK EEEEEEEE DDDDDD IIIIII KK KK Р У К О В О Д С Т В О П О Л Ь З О В А Т Е Л Я МОСКВА 1987 - 2 - СОДЕРЖАНИЕ ЛИСТ 1. ВВЕДЕНИЕ..................................................... 5 1.1. Краткая характеристика ТЭР EDIK........................ 5 1.2. Что такое экранный редактор............................ 5 1.3. Условные обозначения в тексте руководства.............. 6 1.4. Kоманды редактора...................................... 6 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ВВОД ТЕКСТА И УДАЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО СИМВОЛА....... 7 2.1.Вызов редактора......................................... 7 2.2. Ввод текста............................................ 7 3. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ПРОСТЫЕ КОМАНДЫ ДВИЖЕНИЯ КУРСОРА................ 8 3.1. Команда ВЛЕВО.......................................... 8 3.2. Команда ВПРАВО......................................... 8 3.3. Команда ВВЕРХ.......................................... 8 3.4. Команда ВНИЗ........................................... 9 3.5. Команда <ПС>........................................... 9 3.6. Команда <ВК>........................................... 9 3.7. Понятие составной команды.............................. 9 3.8. Выход из редактора..................................... 9 4. КОМАНДЫ РЕДАКТОРА............................................ 10 4.1. Команды перемещения курсора. Метка и фрагмент текста... 10 4.1.1. Простое перемещение курсора...................... 10 4.1.2. Быстрое перемещение курсора...................... 10 4.1.3. Дополнительные функции перемещения курсора:...... 10 4.1.4. Перемещение маркера по словам........................ 10 4.2. Выделение фрагментов................................... 10 4.2.1. Пометить строку.................................. 10 4.2.2. Фрагмент текста.................................. 11 4.2.3. Перейти к метке.................................. 11 4.3. Kоманды вставки и удаления............................. 11 4.3.1. Стереть символ слева от курсора.................. 11 4.3.2. Стереть символ, на который указывает курсор...... 11 4.3.3. Стереть строку................................... 11 4.3.4. Стереть до начала строки......................... 11 4.3.5. Стереть до конца строки.......................... 11 4.3.6. Стереть фрагмент текста.......................... 12 4.3.7. Стереть слово.................................... 12 4.3.8. Специальная команда удаления..................... 12 4.3.9. Вставить символ.................................. 12 4.3.10. Вставить пустую строку.......................... 12 4.3.11. Вставить стертую строку......................... 13 4.3.12. Вставить стертый фрагмент....................... 13 4.3.13. Вставить стертое слово.......................... 13 4.4. Горизонтальная табуляция............................... 13 4.5. Настраиваемая табуляция................................ 13 4.5.1. Исполнение структурной табуляции................. 13 4.5.2. Задание шага структурной табуляции............... 13 4.5.3. Задание первой позиции структурной табуляции..... 13 4.5.4. Сдвиг строки на шаг структурной табуляции вправо. 13 4.5.5. Сдвиг строки на шаг структурной табуляции влево.. 14 4.6. Установочные функции................................... 14 4.6.1. Переключение режима ВСТАВКА/ЗАМЕНА............... 14 4.6.2. Задание границы автопереноса..................... 14 4.6.3. Задание левой границы. Работа с широким текстом.. 14 4.7. Поиск.................................................. 15 4.7.1. Задание модели поиска............................ 15 4.7.2. Поиск по модели.................................. 15 4.7.3. Поиск без учета регистров........................ 15 4.7.4. Задание направления поиска....................... 15 - 3 - 5. МАКРОКОМАНДЫ И ПОДСТАНОВКИ................................... 16 5.1. Общие сведения......................................... 16 5.2. Макрокоманда........................................... 16 5.2.1. Задание макрокоманды............................. 16 5.2.2. Завершение ввода макрокоманды.................... 16 5.2.3. Выполнение макрокоманды.......................... 16 5.3. Подстановки............................................ 17 5.3.1. Задание подстановки.............................. 17 5.3.2. Завершение ввода подстановки..................... 17 5.3.3. Выполнение подстановки........................... 17 5.4. Повторение команды..................................... 17 5.5. Примеры применения блока команд и повторения........... 17 5.5.1. Установка интервала ............................. 17 5.5.2. Операция контекстной замены...................... 18 6. ОДНОВРЕМЕННАЯ РАБОТА С НЕСКОЛЬКИМИ ТЕКСТАМИ.................. 19 6.1. Общие сведения......................................... 19 6.2. Команды для работы с дополнительными файлами........... 19 6.2.1. Вывод фрагмента текста в файл на диск............ 19 6.2.2. Ввод текста из файла на диске.................... 19 6.2.3. Вывод нескольких фрагментов текста в файл на диске............................................ 20 6.2.4. Ввод фрагментов текста из дополнительного файла на диске......................................... 21 6.2.5. Закрытие дополнительного файла................... 21 6.2.6. Вывод файла назначаемых клавиш на диск........... 22 6.2.7. Ввод (использование) файла назначаемых клавиш.... 22 7. ФОРМАТИРОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕКСТА....................... 22 7.1. Заполнение выделенной области.......................... 22 7.2. Выравнивание строки текста............................. 22 7.3. Преобразование текстов, набранных в 2 и 4 регистрах.... 23 8. РАБОТА С БОЛЬШИМИ ФАЙЛАМИ.................................... 23 8.1. Смена страницы текста.................................. 23 8.2. Чтение следующей страницы текста....................... 23 8.3. Вывод части текстового буфера.......................... 23 9. ВВОД УПРАВЛЯЮЩИХ СИМВОЛОВ.................................... 24 10. РЕЗЕРВНЫЙ ФАЙЛ.............................................. 24 11. КОМАНДНАЯ СТРОКА. КЛЮЧИ..................................... 24 Приложение 1. Назначение функциональных клавиш ................. 26 - 4 - АННОТАЦИЯ В данном руководстве описана программа "Текстовый экранный редактор EDIK", служащая для подготовки на микроЭВМ текстовых документов. Данное руководство подготовили совместно Ю.М. Горвиц (ЦНИИ "Электроника") и автор программы И.Д. Ныс (ЭНИМС). В руководстве содержатся: - описание назначения и условий применения программы; - способы запуска программы и выхода из нее; - команды управления редактированием одного и нескольких текстов; - дополнительные сведения о режимах работы программы; - приложения, которые содержат: 1 - назначения функциональных клавиш; Пользователю, владеющему навыками работы с редактором "EDIK", рекомендуем применять документ "Текстовый экранный редактор EDIK. Краткое справочное руководство". Настоящее руководство полностью подготовлено с помощью текстового экранного редактора EDIK. - 5 - 1. ВВЕДЕНИЕ Цель данного документа - познакомить Вас с программой "Текстовый экранный редактор 'EDIK'" и помочь Вам эффективно использовать его для подготовки различного рода документов. Подготовка программ, создание текстовых документов: отчетов, статей, руководств и т.п. - одна из наиболее распространенных и трудоемких работ Ни одна пишущая машинка не способна выполнить все те функции, которые может выполнить компьютер с заложенной в нем программой - текстовым экранным редактором (в дальнейшем сокращенно ТЭР). Возможности такой "интеллектуальной пишущей машинки" определяются "мощностью" программы-редактора. В данном руководстве описана версия 2.7 ТЭР, функционирующего под управлением ОС RT11 или совместимой с ней операционной системой. Необходимый для работы редактора об'ем памяти - не менее 16К байт. 1.1. Краткая характеристика ТЭР EDIK Редактор очень прост в освоении и позволяет использовать мощные средства редактирования практически без подготовки. Редактор позволяет употреблять полный набор символов, включая латинские и русские, большие и маленькие буквы, спецсимволы и управляющие (служебные) коды. Редактор предоставляет большой набор команд для ввода и модификации текста, позволяет работать с широкими текстами. Редактор дает возможность работать одновременно с несколькими текстами, переносить фрагменты из одного текста в другой. Редактор позволяет "программировать" клавиши с запоминанием назначений в файле на диске. Это позволяет создать "библиотеку" наиболее часто встречающихся операций и выполнять их одной командой. Редактор производит всю работу над текстом в оперативной памяти ЭВМ, благодаря чему достигается высокая скорость выполнения операций редактирования; в памяти ЭВМ помещается текст объемом примерно 50-80 тыс.знаков, т.е. до 40 страниц машинописного текста. ТЭР обеспечивает работу и с большими текстами путем переноса текстов между оперативной памятью ЭВМ и дисковым запоминающим устройством. Редактор содержит средства форматирования текста, позволяющие готовить небольшие документы без использования программ документирования. Редактор занимает мало места на диске. 1.2. Что такое экранный редактор В этой части будут введены основные понятия - курсор, файл, окно, секции клавиатуры. Экран дисплея - это 'окно', через которое можно посмотреть на текст, хранящийся в памяти машины. Обычно это 24 строки по 80 символов каждая. В каждой позиции экрана может быть 'напечатан' символ. Набор символов зависит от типа дисплея - обычно это большие и маленькие, русские и латинские буквы, цифры, знаки пунктуации, специальные символы. Текст, записанный на диске, имеет уникальное имя и называется "файлом". Так как редактируются обычно только текстовые файлы, в дальнейшем мы будем употреблять слова 'текст' и 'файл', как синонимы. Курсор - мигающий прямоугольник на экране дисплея указывает на место, где будет 'напечатан' символ. Среди большого количества клавиш, расположенных на клавиатуре дисплея, многие имеют то же значение, что и на пишущей машинке - это клавиши с буквами, цифрами и знаками пунктуации, а также клавиши табуляции и возврата каретки. - 6 - Кроме того на клавишном пульте имеется отдельная секция цифровых клавиш. Следует отметить, что нажатие на клавишу "запятая" приводит к вводу ТОЧКИ ! Поэтому числа лучше вводить на этой секции. Справа на пульте расположены 'управляющие клавиши'. В приложении 1 приведены обозначения клавиш и их расположение на клавиатуре дисплея. В приложении 2 содержится полный перечень команд редактора. Приложение 3 составляет небольшой глоссарий - толковый словарь наиболее важных терминов, употребляемых в данном руководстве. В приложении 4 приведены сообщения редактора. 1.3. Условные обозначения в тексте руководства Для обозначения нажимаемых клавиш мы будем употреблять их названия большими буквами в угловых скобках, например <ВЛЕВО> - клавиша, которая передвигает курсор (т.е. текущую позицию ввода символа) на одну позицию влево. Если в угловых скобках два слова указаны через косую черту, например <СУ/Ц>, то это означает, что клавиши должны быть нажаты одновременно. Последовательное нажатие нескольких клавиш будем обозначать записью <...><...><...>. Большими буквами в тексте мы будем выделять места, требующие от Вас особого внимания. Буквы и цифры, которые ВАМ НАДО БУДЕТ ВВЕСТИ С КЛАВИАТУРЫ, в отличие от сообщений ТЭР, будем подчеркивать, например: Model: TEXT<ВК> -------- 1.4. Kоманды редактора Все действия по редактированию текста выполняются с помощью простых команд, реализуемых в большинстве случаев нажатием одной-двух клавиш. Большинство команд редактора выполняются сразу после нажатия клавиши (или комбинации клавиш). При этом на экране видны те изменения, которые происходят в тексте. Нижняя строка экрана может использоваться в специальных целях - на ней появляется служебная информация, необходимая для работы редактора, тип информации можно определить по последнему символу подсказки: '?' - от выполнения команды можно отказаться, набрав букву 'Н' (на любом регистре) и символ <ВК>. ЛЮБОЙ ДРУГОЙ ОТВЕТ ВОСПРИНИМАЕТСЯ РЕДАКТОРОМ КАК ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ФУНКЦИИ. Например: Exit?<ВК> - закончить работу с редактором с ---- сохранением проведенных коррекций Exit?Н<ВК> - продолжать работу с редактором ----- '=' - необходим числовой аргумент. Например: Wrap=60<ВК> - установить границу для автопереноса ------ в 60-й позиции экрана. ':' - ввод символьной строки. Например: Model:редактор<ВК> - задать модель поиска "редактор". ------------ пробел - надо ввести еще одну букву, "конкретизирующую" команду. - 7 - Например: Aux file Read - прочитать и вставить в данное место - текста дополнительный файл. '-' - это сообщение об ошибке; нужно "погасить" сообщение, нажав клавишу <ВК>. При этом курсор возвращается на прежнее место. Например: - Search failed <ВК> - неудачный поиск. ---- В приложении 4 приведен перечень и перевод всех сообщений ТЭР EDIK. 2. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ВВОД ТЕКСТА И УДАЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО СИМВОЛА 2.1.Вызов редактора Загрузите операционную систему. На вашем диске должен находиться файл экранного редактора. (В дальнейшем предполагается, что редактор хранится в файле EDIK.SAV) Вызовите экранный редактор командой .RU EDIK<ВК> (если редактор находится на рабочем диске) ----------- или .R EDIK<ВК> (если редактор находится на системном диске) ---------- Появление на экране символа '*' говорит о том, что редактор готов к работе. Введите имя файла, например: *TEXT.TXT<ВК> ------------ Если на Вашем диске файла с таким имением еще нет, то появится сообщение: ?Nys-I-File not found, Create it? Y<ВК> ----- (Такой файл не найден, создавать?) Ответ "Y" означает подтверждение создания нового файла. 2.2. Ввод текста Перед Вами пустой экран. Курсор установлен в верхнем левом углу. Попробуйте набирать символы на алфавитно-цифроваой клавиатуре. На экране высвечивается соответствующий символ, а курсор смещается на одну позицию вправо, указывая место для ввода следующего символа. Попробуйте вводить текст на разных регистрах; если у Вашего дисплея четыре регистра, Вы можете вводить символы на русском и латинском регистрах, большими и маленькими буквами. Нажмите клавишу <ВК>, курсор перейдет в первую позицию следующей строки. ВНИМАНИЕ! КЛАВИША <ВК> СЛУЖИТ ДЛЯ ОКОНЧАНИЯ ВВОДА ТЕКУЩЕЙ СТРОКИ И ПЕРЕХОДА К СЛЕДУЮЩЕЙ. Попробуйте ввести еще несколько строк текста на разных регистрах, заканчивая каждую из строк нажатием клавиши <ВК>. Последовательный ввод нескольких команд <ВК> приводит к появлению пустых строк. - 8 - Вы уже умеете набирать текст, который "вводится" точно так же, как на клавиатуре пишущей машинки. Теперь наберите с новой строки несколько символов и, не нажимая клавиши <ВК>, нажмите клавишу <ЗБ>. Вы увидите, что последний введенный символ исчез с экрана, "стерся", а курсор при этом сдвинулся на одну позицию влево. Клавиша <ЗБ> стирает ("забивает") символ, находящийся ПЕРЕД позицией курсора, так, например, если была набрана строка (символ "-" показывает положение курсора) Редактор - то после нажатия клавиши <ЗБ> получится Редакто - Клавишей <ЗБ> удобно пользоваться для стирания последнего введенного символа. Если нажать эту клавишу несколько раз подряд, то последовательно справа налево будут стерты набранные Вами символы. А что будет, если нажать клавишу <ЗБ> в тот момент, когда курсор стоит в первой позиции строки? Попробуйте! Kурсор переместится в позицию, следующую за последним символом предыдущей строки, т.е. в конец предыдущей строки. Вы только что стерли символ "перейти к новой строке" ! 3. ПЕРВЫЕ ШАГИ. ПРОСТЫЕ КОМАНДЫ ДВИЖЕНИЯ КУРСОРА Одним из важнейших свойств ТЭР является возможность достаточно быстро сделать любое место текста (точнее любую позицию или символ) "текущим". Подвести курсор к желаемой позиции можно с помощью команд <ВЛЕВО>,<ВПРАВО>,<ВВЕРХ>,<ВНИЗ> 3.1. Команда ВЛЕВО Команда (клавиша) <ВЛЕВО> перемещает курсор --------- влево на одну позицию. Если курсор стоит в ! ! первой позиции строки, то он перемещается в ! <---- ! конец предыдущей строки (если таковая есть), ! ! точнее говоря к последнему набранному в --------- предыдущей строке символу. Клавиша <ВЛЕВО> 3.2. Команда ВПРАВО Команда (клавиша) <ВПРАВО> перемещает курсор --------- на одну позицию вправо. Если курсор указывает на ! ! последний символ в строке, то он перемещается в ! ----> ! начало следующей строки (если таковая есть). ! ! --------- Клавиша <ВПРАВО> 3.3. Команда ВВЕРХ --------- Команда (клавиша) <ВВЕРХ> перемещает курсор ! A ! в ту же позицию предыдущей строки. Если ! ! ! предыдущая строка короче текущей, то курсор ! ! ! устанавливается в конце предыдущей строки. --------- Клавиша <ВВЕРХ> - 9 - 3.4. Команда ВНИЗ --------- Команда (клавиша) <ВНИЗ> перемещает курсор в ! ! ! ту же позицию следующей строки (если она есть). ! ! ! Если следующая строка короче текущей, то курсор ! V ! устанавливается в конце следующей строки. --------- Клавиша <ВНИЗ> 3.5. Команда <ПС> Команда (клавиша)<ПС> ("перевод строки") пытается переместить курсор из любого положения в начало следующей строки. Заметим, что курсор перемещается ТОЛЬКО в пределах НАБРАННОГО текста. 3.6. Команда <ВК> Теперь Вы умеете перемещать курсор в любое место текста. А что, если нажать клавишу <ВК> в тот момент, когда курсор стоит где-либо в середине строки? Попробуйте! Например, если на экране набрана строка: Работает текстовый экранный редактор. и с помощью клавиши движения курсора Вы передвинули курсор к букве "э" в слове "экранный", после чего нажали <ВК>, то на экране получится: Работает текстовый экранный редактор Советуем немного поупражняться в наборе текста с применением уже изученных команд. 3.7. Понятие составной команды Многие операции редактирования в ТЭР ------- выполняются последовательным нажатием нескольких !'\ ! клавиш. Первой нажимается клавиша <ПРЕФИКС>, ! \ ! (наклонная стрелка),после чего нажимается клавиша, ! \ ! вызывающая выполнение необходимой функции. ------- Второе подряд нажатие клавиши <ПРЕФИКС> Клавиша <ПРЕФИКС> отменяет действие префикса, т.е. на следующую команду действие прфикса не распространяется. 3.8. Выход из редактора Для выхода из редактора необходимо последовательно нажать две клавиши <ПРЕФИКС> и <Е>. ------- ------- Exit? !'\ ! ! ! ---- ! \ ! ! E ! (выйти?) ! \ ! ! ! ------- ------- После нажатия клавиши <ВК>, редактор Выход из редактора напечатает в нижней строке символ "*" - программа готова к редактированию следующего файла. Если Вам нужно вернуться в операционную систему, нажмите клавиши <СУ/Ц>, напомним, что такая запись труебует ОДНОВРЕМЕННОГО нажатия клавиш <СУ> и <Ц> на русском регистре. - 10 - 4. КОМАНДЫ РЕДАКТОРА Ниже приводится описание всех команд редактора с описанием их действия. Предполагается, что Вы уже работали в редакторе, или читали "Первые шаги". 4.1. Команды перемещения курсора. Метка и фрагмент текста 4.1.1. Простое перемещение курсора Команды перемещения курсора реализуются нажатием клавиш на функциональной клавиатуре (стрелки). <ВЛЕВО> - на символ ВЛЕВО <ВПРАВО> - на символ ВПРАВО <ВНИЗ> - на строку ВНИЗ <ВВЕРХ> - на строку ВВЕРХ 4.1.2. Быстрое перемещение курсора Предварительное нажатие клавиши <ПРЕФИКС> "усиливает" перемещение курсора: <ПРЕФИКС><ВЛЕВО> - в НАЧАЛО строки; <ПРЕФИКС><ВПРАВО> - в КОНЕЦ строки; <ПРЕФИКС><ВНИЗ> - ВНИЗ на 20 строк; <ПРЕФИКС><ВВЕРХ> - ВВЕРХ на 20 строк; 4.1.3. Дополнительные функции перемещения курсора <ПРЕФИКС> (Top - верх) - в начало ТЕКСТА <ПРЕФИКС> (Bottom- низ) - в конец ТЕКСТА 4.1.4. Перемещение маркера по словам "СЛОВО" - это "непрерывная" последовательность "печатных" символов, включая следующие за ними символы <ПРОБЕЛ>, <ВК>, например: А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА. ! ! ! ! ! ! ! - границы слов <ПРЕФИКС><ЗНАК МЕНЬШЕ> - передвинуть курсор на слово влево <ПРЕФИКС><ЗНАК БОЛЬШЕ> - передвинуть курсор на слово вправо. Комбинируя эти составные команды движения курсора с изученными ранее простыми, можно легко и быстро установить курсор в любое требуемое место текста. 4.2. Выделение фрагментов 4.2.1. Пометить строку Любая СТРОКА текста может быть "помечена". ------- Для этого надо подвести к нужной строке курсор ! ! ! и нажать клавишу <МЕТКА>. Это действие никак не ! V ! отображается на экране, но НАЧАЛО СТРОКИ в ! o ! которой была выполнена эта функция теперь ------- отмечено. Клавиша <МЕТКА> - 11 - 4.2.2. Фрагмент текста Строки между МЕТКОЙ и КУРСОРОМ образуют фрагмент текста. Все операции, которые работают с фрагментом текста, строчно ориентированные, т.е. в фрагмент текста включается весь текст, начиная с первой позиции строки, в которой стоит метка ДО первой позиции строки, в которой стоит курсор. 4.2.3. Перейти к метке Выполнение команды <ПРЕФИКС><МЕТКА> ------- ------- приводит к тому, что на экране меняются !'\ ! ! ! ! местами метка и курсор. Т.е на экране ! \ ! ! V ! появится "помеченное" изображение. При этом ! \ ! ! o ! метка установится там, где была выполнена ------- ------- функция. Повторное выполнение приведет к восстановлению экрана. 4.3. Kоманды вставки и удаления Редактор предлагает большой набор команд вставки и удаления. Использование префикса перед командами удаления, "усиливает" действие команд удаления, а команды вставки восстанавливают содержимое стертого текста. 4.3.1. Стереть символ слева от курсора По команде (клавише) <ЗБ> (забой) стирается символ, стоящий слева от курсора. 4.3.2. Стереть символ, на который указывает курсор -------- По команде (клавише) <СТЕРЕТЬ СИМВОЛ> ! ! стирается символ, НА КОТОРЫЙ УКАЗЫВАЕТ ! <--! ! КУРСОР. При этом остаток строки справа от ! ! курсора сдвигается влево на одну позицию к -------- курсору. Клавиша <СТЕРЕТЬ СИМВОЛ> 4.3.3. Стереть строку ------- ! A ! По команде (клавише) <СТЕРЕТЬ СТРОКУ> ! ! ! строка, на которую указывает курсор, стирается, ! === ! а весь нижележащий текст "подтягивается" вверх ------- на одну строку. Клавиша <СТЕРЕТЬ СТРОКУ> 4.3.4. Стереть до начала строки ------- ------- По команде <ПРЕФИКС><ЗАБОЙ> стирается !'\ ! ! ! часть строки, расположенная слева от ! \ ! ! З Б ! курсора. Правая часть строки смещается при ! \ ! ! ! этом влево. Курсор устанавливается в ------- ------- первой позиции текущей строки. Стереть до начала строки - 12 - 4.3.5. Стереть до конца строки ------- -------- !'\ ! ! ! По команде <ПРЕФИКС><СТЕРЕТЬ СИМВОЛ> ! \ ! ! <--! ! стирается правая от курсора часть строки. ! \ ! ! ! Курсор остается на месте. ------- -------- Стереть до конца строки 4.3.6. Стереть фрагмент текста ------- ------- !'\ ! ! A ! По команде <ПРЕФИКС><СТЕРЕТЬ СТРОКУ> ! \ ! ! ! ! фрагмент текста (между МЕТКОЙ и КУРСОРОМ) ! \ ! ! === ! стирается. Курсор остается на месте первой ------- ------- строки удаленного фрагмента. Стереть фрагмент текста Команда стирания фрагмента текста запоминает этот фрагмент в специальной области памяти - буфере стертого текста, который имеет ограниченный размер (примерно один экран). Сообщение Aux buffer OVF - переполнение дополнительного буфера говорит о том, что стираемый фрагмент слишком велик и его нельзя запомнить в дополнительном буфере. Стирания текста не происходит. Если Вам необходимо СТЕРЕТЬ большой фрагмент текста, используйте специальное стирание (см. ниже). 4.3.7. Стереть слово По команде <ПРЕФИКС><[> стирается слово (последовательность знаков от курсора вправо, в т.ч. и замыкающие пробелы). 4.3.8. Специальная команда удаления <ПРЕФИКС> - стереть фрагмент текста БЕЗ запоминания в буфер 4.3.9. Вставить символ Вставка любого символа, будь-то буква, цифра, пробел или специальный символ, производится автоматически в режиме "ВСТАВКА" (см. ниже "Переключение режима ВСТАВКА/ЗАМЕНА"). При этом расположенная справа от текущего символа часть строки сдвигается вправо. ВНИМАНИЕ ! Для сдвига части строки от курсора вправо пользуйтесь клавишами <ПРОБЕЛ>, <ТАБ> и <ГТ> ! В режиме "ЗАМЕНА" вставка символа со сдвигом "хвоста" строки не производится. 4.3.10. Вставить пустую строку ------- По команде <ВСТАВИТЬ СТРОКУ> ПЕРЕД ! === ! строкой, на которую указывает курсор, ! ! ! вставляется пустая строка. Все нижележащие ! V ! строки сдвигаются при этом на одну строку ------- вниз. Вставить пустую строку - 13 - 4.3.11. Вставить стертую строку По команде <ПРЕФИКС><ПРОБЕЛ> стертая строка вставляется ПЕРЕД строкой, на которую указывает курсор. При этом стертая ранее строка сохраняется в буфере строки и может быть снова восстановлена в произвольном месте текста. В буфере строки хранится только ПОСЛЕДНЯЯ стертая строка. В буфере строки сохраняется и часть строки, удаленная с помощью команд <ПРЕФИКС><ЗАБОЙ> и <ПРЕФИКС><СТЕРЕТЬ СИМВОЛ>. 4.3.12. Вставить стертый фрагмент По команде <ПРЕФИКС><ВСТАВИТЬ СТРОКУ> ------- ------- ПЕРЕД строкой, на которую указывает курсор, !'\ ! ! === ! вставляется ПОСЛЕДНИЙ стертый (по команде ! \ ! ! ! ! <СТЕРЕТЬ ФРАГМЕНТ> ! ) фрагмент. Часть ! \ ! ! V ! текста, удаленная каким-либо другим ------- ------- способом, с помощью данной команды НЕ Вставить ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ! <ПРЕФИКС><СТЕРЕТЬ СИМВОЛ>. 4.3.12. Вставить стертый фрагмент По команде <ПРЕФИКС><ВСТАВИТЬ СТРОКУ> ------- ------- ПЕРЕД строкой, на которую указывает курсор, !'\ ! ! === ! вставляется ПОСЛЕДНИЙ стертый (по команде тальная табуляция Клавиша <ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ТАБУЛЯЦИЯ> вставляет в текст код <9.> и "устанавливает" следующий за табуляцией текст в позицию, кратную 8. Рекомендуется использование этой функции только в программах, т.к. использование табуляции в текстах, затрудняет форматирование и последующую коррекцию текста. 4.5. Настраиваемая табуляция 4.5.1. Исполнение структурной табуляции Для форматирования текстов рекомендуется использование клавиши <ТАБ>. В текст записываются пробелы, число которых определяется ближайшим остановом. 4.5.2. Задание шага структурной табуляции Последовательность <ПРЕФИКС><ТАБ> позволяет задать шаг табуляции, т.е. шаг между двумя последовательными точками останова: Tabstep=4<ВК> ----- Установлен шаг табуляции, равный 4. 4.5.3. Задание первой позиции структурной табуляции Иногда необходимо запомнить позицию в строке (например, для рисования таблиц). Последовательность <ПРЕФИКС><ГТ> устанавливает первую позицию структурной табуляции в позицию курсора. 4.5.4. Сдвиг строки на шаг структурной табуляции вправо Строка по команде <ПРЕФИКС> сдвигается на шаг структурной табуляции вправо независимо от положения курсора внутри строки, курсор перемещается в первую позицию следующей строки. Выполнение этой функции приводит к замене (там где это можно) пробелов на горизонтальную табудяцию. - 14 - 4.5.5. Сдвиг строки на шаг структурной табуляции влево Команда <ПРЕФИКС><\> работает точно так же, как и предыдущая, но строка сдвигается на позицию структурной табуляции влево. Целесообразно использовать две последние функции для формирования отступов при наборе программы "лесенкой". 4.6. Установочные функции 4.6.1. Переключение режима ВСТАВКА/ЗАМЕНА Обычно буквы, набираемые с клавиатуры, ВСТАВЛЯЮТСЯ в текст, отодвигая "хвост" строки вправо. Командой <ПРЕФИКС> с подтверждением: Update?<ВК> (Заменять?) ---- можно включить режим ЗАМЕНЫ - набираемые символы печатаются ПОВЕРХ уже набранного текста, стирая то, что уже было набито. Рекомендуется использовать этот режим ТОЛЬКО для заполнения уже готовых форматок (например, таблиц). Отказ в команде <ПРЕФИКС> Update? N<ВК> ----- возвращает редактор в режим вставки текста. 4.6.2. Задание границы автопереноса При наборе текста редактор автоматически переносит слова, которые не помещаются в текущей строке, на следующую. При запуске редактора граница поля для автопереноса равна 79 символам (ширина экрана). Команда <ПРЕФИКС> (Wrap) позволяет установить желаемую границу для переноса. Wrap=64<ВК> - граница автопереноса устанавливается в позиции 64. ------ 4.6.3. Задание левой границы. Работа с широким текстом При работе редактора длина редактируемой части строки ограничивается только размером буфера строки - 160 символов (заметим, что длина просматриваемой строки не ограничена), однако большинство терминалов позволяют отображать только 80 символов в строке. Команда <ПРЕФИКС> (Zone - зона) позволяет "сдвинуть" текст на экране так, что указанная позиция окажется первой на экране: Zone=10<ВК> ------ - первой видимой позицией экрана становится десятая позиция текста. Zone=<ВК> - экран вернется в обычное состояние. ---- - 15 - 4.7. Поиск Очень часто необходимо найти какое-нибудь место в тексте, например, метку в тексте программы, или название главы в документе. Операция поиска состоит из двух частей, задания модели поиска и собственно поиска. МОДЕЛЬ ПОИСКА - это строка, которая будет искаться в тексте. 4.7.1. Задание модели поиска Чтобы задать модель поиска необходмо нажать последовательно клавиши <ПРЕФИКС><ПОИСК>. В нижней строке экрана появится слово Model: Наберите искомый образец и нажмите клавишу <ВК>. Модель задана. 4.7.2. Поиск по модели Теперь нажмите клавишу <ПОИСК>, если модель найдена, курсор устанавливается на первый найденный символ. Если поиск неудачен, сообщение - Search failed - (поиск неудачен) появится в последней строке экрана. Можно последовательно искать несколько одинаковых образцов, нажимая клавишу <ПОИСК> несколько раз. Поиск ведется от позиции курсора (см. ниже "Задание направления поиска"). Например, для того, чтобы найти в тексте А роза упала на лапу Азора слово "лапу", нужно, набрав последовательность <ПРЕФИКС><ПОИСК> Model: лапу<ВК> - -------- задать модель поиска (ввод модели заканчивается нажатием клавиши <ВК>), после чего, нажав клавишу <ПОИСК>, можно найти это слово в тексте. 4.7.3. Поиск без учета регистров Иногда нужно найти кокое-нибудь слово без учета регистров, для этого служит команда <ПРЕФИКС> General model: Эта команда позволяет задать "общую модель", т.е., если задана модель "текст", можно будет найти в тексте слова "Текст", "текст" и даже "tekst". Заметим, что при поиске не учитывается как регистр, на котором набрана модель, так и регистр, на котором набран текст. 4.7.4. Задание направления поиска Обычно поиск осуществляется вперед (т.е. к концу текста), иногда бывает полезно искать назад (т.е. к началу текста), для этого используются команды задания направления поиска: - 16 - <ПРЕФИКС><+> задать направление поиска ВПЕРЕД (вниз) <ПРЕФИКС><-> задать направление поиска НАЗАД (вверх) Если поиск ведется НАЗАД, сообщение - Search failed (Up) - поиск неудачен (Вверх) говорит о том, что поиск не удался. 5. МАКРОКОМАНДЫ И ПОДСТАНОВКИ 5.1. Общие сведения Редактор содержит два механизма, позволяющих запоминать часто повторяющиеся последовательности команд, и выполнять их как одну команду. 1. МАКРОКОМАНДА позволит ВАМ выполнить много раз повторяющуюся последовательность команд, заменить одно слово текста на другое и.т.д. Внутри макрокоманды НЕ МОЖЕТ встречаться команда, требующая ВВОДА АРГУМЕНТА (например, нельзя задать модель поиска внутри макрокоманды). 2. Механизм ПОДСТАНОВКИ позволяет присвоить числовым клавишам "текст" (часто встречающееся слово, таблицу, последовательность команд и.т.д), который можно вызвать вводом команды <ПРЕФИКС><ЦИФРА>. Подстановка НЕ МОЖЕТ использоваться ВНУТРИ МАКРОКОМАНДЫ или ПОВТОРЕНИЯ. 5.2. Макрокоманда 5.2.1. Задание макрокоманды Блок команд (иначе называемый "макрокомандой" ) начинается вводом команды <ПРЕФИКС> (от "Macro" - сокр. от "макрокоманда"). Подтверждение появившегося в нижней строке экрана запроса: Macro?<ВК> ---- означает желание работать с блоком команд. НАЧИНАЯ С ЭТОГО МОМЕНТА запоминаются все КОМАНДЫ редактора. Ввод "макрокоманды" ничем не отличается от обычного процесса ввода и редактирования текста, но после "завершения" макрокоманды, вы можете повторить все выполнявшиеся вами действия одной командой. 5.2.2. Завершение ввода макрокоманды Ввод блока команд завершается командой <ПРЕФИКС> (от "Save" - сохранить). 5.2.3. Выполнение макрокоманды Для выполнения блока команд необходимо ввести последовательность <ПРЕФИКС> ( от "eXecute" - выполнить), после чего выполнится вся последовательность запомненных команд. Перед выполнением автоматически закрывается блок команд, если он еще не был закрыт. В любой момент можно остановить выполнение макрокоманды, нажав ДВА РАЗА комбинацию <СУ/C>. - 17 - 5.3. Подстановки 5.3.1. Задание подстановки Механизм подстановок позволяет назначить на цифровые клавиши строки символов. Ввод и выполнение подстановки во многом аналогично работе с макрокомандами. Назначение клавиши начинается вводом последовательности <ПРЕФИКС>: Input key= 1<ВК> (Назначаемая клавиша=) ------- В качестве номера клавиши может быть набрано любое число от 1 до 9 и 10, которое определяет, на какую клавишу производится назначение. После этого можно набрать любую последовательность знаков или команд, которые отображаются на экране и одновременно запоминаются для последующей подстановки. Назначать подстановки на клавиши можно в любом порядке. 5.3.2. Завершение ввода подстановки Ввод подстановки завершается командой . 5.3.3. Выполнение подстановки Для выполнения подстановки необходимо ввести последовательность <ПРЕФИКС><ЦИФРА>, где цифра определяет номер подстановки, после чего подставятся все запомненные символы. По команде <ПРЕФИКС><0> вводится подстановка, назначенная на клавишу 10. В любой момент можно остановить выполнение подстановки, нажав ДВА РАЗА комбинацию <СУ/C>. 5.4. Повторение команды Если необходимо выполнить команду несколько раз подряд, то это можно сделать с помощью команды <ПРЕФИКС> (от "Repeat" - повторять). Repeat=50<ВК> ------ Числовой аргумент задает необходимое количество повторов (в примере - 50). Теперь ТЭР "знает" о Вышем намерении повторять команду, осталось ввести команду, которую вы намерены выполнить указанное число раз, например, нажатие клавиши <ВНИЗ> переместит курсор на 50 строк вниз. Сообщение "... Working" (работаю) в нижней строке экрана говорит о том, что редактор "занимается" повторением команды. В любой момент можно остановить выполнение повторения, нажав ДВА РАЗА комбинацию <СУ/C>. 5.5. Примеры применения блока команд и повторения 5.5.1. Установка интервала Для того, чтобы раздвинуть все строки текста (вставить по пустой - 18 - строке между каждыми двумя строками текста) следует выполнить следующие действия : - Подвести маркер к первой строке (вручную или командой <ПРЕФИКС> <Т>); - Ввести команду <ПРЕФИКС> <М> (начать блок команд), ответить <ВК> на запрос "MAKRO ?"; - Ввести команду <ПС> (перейти к началу следующей строки); - Ввести команду <ВК> (вставить пустую строку); - Ввести команду <ПРЕФИКС> (закончить блок команд); - Ввести команду <ПРЕФИКС> (повторить команду), ответить 10000<ВК> (или другое число, большее числа строк в тексте) на запрос "Repeate=". - Ввести команду <ПРЕФИКС> (выполнить блок команд). В нижней строке экрана появится сообщение "... Working", через несколько секунд, необходимых для редактирования текста на экране появится конец текста. 5.5.2. Операция контекстной замены Блоком команд можно воспользоваться для выполнения операции контекстной замены. Предположим, в тексте данного руководства сокращение ТЭР надо заменить на словосочетание "текстовый экранный редактор": - Выйти в начало текста по команде <ПРЕФИКС><Т>; - Задать модель поиска, введя команду <ПРЕФИКС> <ПОИСК > Model: ТЭР<ВК> - Начать блок команд, введя команду <ПРЕФИКС><М> и ответив <ВК> на запрос "Macro?"; - Ввести команду <ПОИСК>, по которой будет найдено первое появление слова "TЭР" в тексте; - Стереть слово ТЭР в тексте (например, командой <СТЕРЕТЬ СИМВОЛ>); - Набрать слова "текстовый экранный редактор" (должен быть установлен режим вставки); - Закончить блок команд с помощью команды <ПРЕФИКС> ; - Ввести команду <ПРЕФИКС> (повтор блока команд) Repeate=10000<ВК> - Командой <ПРЕФИКС> выполнить блок команд. В нижней строке экрана появится сообщение "... Working", которое через некоторое время сменится надписью "- Search failed " (поиск неудачен), т.к. число повторений превышает число заменяемых слов в тексте. Погасите сообщение об ошибке, нажав <ВК>. - 19 - 6. ОДНОВРЕМЕННАЯ РАБОТА С НЕСКОЛЬКИМИ ТЕКСТАМИ 6.1. Общие сведения Напоминаем, что каждый текст, создаваемый или редактируемый Вами с помощью ТЭР, обладает ИМЕНЕМ, которое указывается при запуске редактора - это ИМЯ ФАЙЛА на диске. Иногда возникает необходимость записать фрагмент текста на диск в виде отдельного файла, или вставить в текущий текст фрагмент другого текста. ТЭР позволяет работать одновременно с двумя файлами - ОСНОВНЫМ, в котором производятся операции редактирования, и ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ - этот файл не доступен для непосредственного редактирования. Дополнительные файлы можно менять в процессе редакти- рования основного файла. Напоминаем, что ФРАГМЕНТОМ называется часть текста между меткой и курсором. 6.2. Команды для работы с дополнительными файлами Для работы с дополнительными файлами служит составная команда, начинающаяся с нажатия клавиш: <ПРЕФИКС> <А> (от "Auxilary"- дополнительный). При этом в последней строке появляется приглашение (положение курсора отмечено знаком "-"): Aux file - После чего необходимо ввести еще одну букву для уточнения операции с дополнительными файлами. 6.2.1. Вывод фрагмента текста в файл на диск Для вывода фрагмента текста на диск, необходимо в ответ на приглашение нажать клавишу (от "Write - писать). Нижняя строка примет вид: Aux file Write: - Теперь остается ввести спецификацию файла и нажать клавишу <ВК>, например: Aux file Write: TEXT.TXT<ВК> ------------ Появление в нижней строке вопроса "Replace ?" ("Заменить ?"), говорит о том, что файл с указанным именем уже существует. При утвердительном ответе выделенный фрагмент текста заменит существующий файл на диске. Например, для вывода текста или его фрагмента на печатающее устройство непосредственно из ТЭР, в качестве имени файла нужно указать печатающее устройство "LP:" Aux file Write: LP:<ВК> ------- 6.2.2. Ввод текста из файла на диске Для того, чтобы текст, содержащийся в некотором файле на диске, вставить в определенное место в текущем тексте, необходимо: - 20 - 1. Подвести маркер к нужному месту (дополнительный текст будет вставлен ПЕРЕД строкой, на которую указывает маркер); 2. Ввести команду <ПРЕФИКС> и в ответ на приглашение "Aux file" в нижней строке нажать клавишу (от "Read" - читать); 3. После появления в нижней строке приглашения "Aux file Read:" ввести спецификацию файла, подлежащего чтению, например: Aux file Read: TEXT.TXT<ВК> --------------- После ввода файла курсор устанавливается на первом символе введенного текста. Если файл с указанным именем на диске найден не будет, то в нижней строке появится сообщение об ошибке: - Aux file operation failed ( операция с дополнительным файлом не выполнена). 6.2.3. Вывод нескольких фрагментов текста в файл на диске Вы уже умеете записывать часть текста в файл на диске. Часто бывает необходимо "собрать" файл из нескольких "кусков" (страниц, глав) исходного текста, выбранных по Вашему усмотрению. Во-первых, нужно указать имя файла, в который будет осуществляться запись, или, пользуясь программистским жаргоном 'открыть' файл для вывода: <ПРЕФИКС><А><О> (от "Output" - выводить) Aux file Output: TTTT.TXT ------------ Появление сообщения 'Replace?', предупреждает о том, что файл с таким именем уже существует. Теперь можно последовательно, один за другим дозаписывать выделенные фрагменты текста в открытый файл командой <ПРЕФИКС><А><А> (от "Append" - добавлять) Aux file Append?<ВК> ---- Если надо добавить к файлу еще один фрагмент текста, нужно выделить очередной фрагмент (т.е. 'пометить' начало и подвести курсор к концу или наоборот), и повторить команду добавления. Заметим, что набрав в ответ на запрос 'н', можно отказаться от вывода фрагмента текста. После того, как все фрагменты записаны, необходимо "закрыть файл" командой <ПРЕФИКС><А><С> (от "Close" - закрыть) Aux file Close?<ВК> ---- - 21 - Эту команду нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО давать, если вы хотите, чтобы сформированный файл записался на диск. 6.2.4. Ввод фрагментов текста из дополнительного файла на диске Ввод фрагмента текста из файла на диске осуществляется аналогично выводу последовательности 'кусочков' в файл на диске. Во-первых, нужно 'открыть' файл для ввода <ПРЕФИКС><А> (от "Input" - ввести) Aux file Input: TEXT.TXT<ВК> ------------ Но как выделить фрагмент текста в невидимом файле? Команда <ПРЕФИКС> (от "Visible" - видимый) позволит Вам увидеть содержимое дополнительного файла. Текст основного файла на экране заменяется текстом дополнительного файла. Этот файл нельзя редактировать, но по нему можно перемещаться с помощью команд движения маркера, в нем можно искать и задавать модель поиска, в нем можно также поставить 'метку'. Выделите фрагмент текста в дополнительном файле, поставив метку в начале части текста, которую Вы хотите ввести, и подведя курсор к его концу. Нажав <ВК> можно 'вернуться' к основному файлу. Теперь можно извлечь часть текста: <ПРЕФИКС><А><Е> (от "Extract" - извлечь) Aux file Extract?<ВК> ---- Операцию 'извлечения' частей дополнительного файла можно повторять много раз, делая 'видимым' дополнительный файл и выделяя в нем новые куски. Заметим также, что этот механизм удобно использовать для того, чтобы посмотреть что-нибудь в другом файле. Так, например, если вы откроете в качестве дополнительного файла тот файл, который вы редактируете в данный момент, можно посмотреть, как выглядел текст до редактирования. 6.2.5. Закрытие дополнительного файла Если дополнительный файл вам больше не нужен, или вы хотите осуществить другую операцию с дополнительными файлами, необходимо 'закрыть' дополнительный файл: <ПРЕФИКС><А> Aux file Close?<ВК> ---- ПРИМЕЧАНИЕ. В каждый момент времени может быть 'открыт' только один дополнительный файл. Попытка выполнить какую-нибудь файловую операцию при открытом для ввода или вывода файле, вызовет сообщение об ошибке - Aux file already open (Дополнительный файл уже открыт) - 22 - Необходимо закрыть (<ПРЕФИКС><А><С>) дополнительный файл. 6.2.6. Вывод файла назначаемых клавиш на диск Назначаемые клавиши (<ПРЕФИКС><1>..<ПРЕФИКС><0>) можно сохранить в файле на диске для последующего использования с помощью команды <ПРЕФИКС><А> (от "Save" - сохранить) Aux file Save: TEXT.SUB<ВК> ------------ При этом каждая строка текста, соответствующая назначенной клавише, 'станет' строкой файла 'TEXT.SUB'. 6.2.7. Ввод (использование) файла назначаемых клавиш Для ввода "файла программированных клавиш" используется команда <ПРЕФИКС><А> (от "Use" - использовать) Aux file Use: KEYS.TXT<ВК> ------------ После считывания указанного файла можно пользоваться програм- мированными клавишами (<ПРЕФИКС><1>..<ПРЕФИКС><0>). При этом каждая строка файла программируемых клавиш соответствует номеру программируемой клавиши. Можно изменить назначение любой клавиши, используя команду <ПРЕФИКС>. Т.к. файл прогаммируемых клавиш может содержать одиночные символы <ВК> и <ПС> мы не рекомендуем использовать для редактирования этого файла редактор, отличный от ТЭР EDIK. Заметим, что в файле программируемых клавиш запоминается последовательность нажатий на клавиши, поэтому НЕ гарантируется ПЕРЕНОСИМОСТЬ файлов программируеммых клавиш с одного дисплея на другой, т.е. файл программируемых клавиш, 'набранный' для одного дисплея, может не работать (или работать неправильно) на другом. 7. ФОРМАТИРОВАНИЕ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТЕКСТА 7.1. Заполнение выделенной области Если при наборе текста Вы пользуетесь автопереносом (Wrap), редактор автоматически переносит слова, которые не помещаются на текущей строке. После редактирования текста возникает необходимость "перестроить" текст под другую ширину страницы. По команде <ПРЕФИКС> (Fill - заполнить) ТЭР преобразует фрагмент текста в соответствии с аргументом команды <ПРЕФИКС>. Заметим, что форматируемый текст не должен содержать табуляций. Красная строка, а также пустые строки подавляют заполнение текстом. 7.2. Выравнивание строки текста По команде <ПРЕФИКС> (Justify - выравнить) происходит выравнивание строки по ширине, установленной аргументом команды <ПРЕФИКС>, сначала удаляются все парные пробелы (кроме пробелов в начале строки), после чего пробелы последовательно добавляются в промежутки между словами, до тех пор, пока длина строки не станет равна заданной. Выравнивание строки не производится, если следующая строка - красная. - 23 - 7.3. Преобразование текстов, набранных в 2 и 4 регистрах Команда <ПРЕФИКС> (от "Case" - выбор) позволяет преобразовать тексты, набранные на "двухрегистровом" дисплее, т.е. с использованием совмещенной таблицы КОИ-7 в "четырехрегистровый" текст и обратно. Case=4<ВК> ----- - преобразует текст в ФРАГМЕНТЕ, набранный на двухрегистровом дисплее в четырехрегистровый. Case=2<ВК> ----- - преобразует текст в ФРАГМЕНТЕ, набранный на четырехрегистровом дисплее к двухрегистровому виду. Внимание! Следует проявлять осторожность при преобразовании четырехрегистрового текста к двухрегистровому, т.к. при этом преобразовании маленькие латинские и русские буквы преобразуются в большие. 8. РАБОТА С БОЛЬШИМИ ФАЙЛАМИ При запуске редактора, в память загружается текст из файла на диске, оставляя примерно 10 блоков для вставки. Текст, находящийся в оперативной памяти образует "страницу". Если размер текста превышает размер свободной памяти, часть текста остается в файле на диске. Ниже описаны команды, которые позволяют редактировать большие файлы. 8.1. Смена страницы текста Для смены "страницы" текста в памяти используется команда <ПРЕФИКС>

(от "Page" - страница) - Page?<ВК> ---- Текущая страница текста, т.е. весь текст, находящийся в оперативной памяти, записывается в выходной файл на диске и читается следующая страница текста. Использование этой команды удобно для редактирования большого текста, который не помещается в оперативную память. 8.2. Чтение следующей страницы текста Для чтения следующей страницы большого текста можно воспользоваться командой <ПРЕФИКС> (от "Next" - следующая): - Next?<ВК> ---- Текст ДО курсора записывается на диск, а в освободившееся место дочитывается текст с диска. Этой командой удобно пользоваться при редактировании текста. 8.3. Вывод части текстового буфера Одной из возможностей работы с большими текстами является вывод части текста на диск. Для этого есть команда - 24 - <ПРЕФИКС> (от "Output" - вывод). Output?<ВК> ---- Текст ДО курсора записывается в выходной файл на диске, но не производится "дочитывание" новой порции текста. 9. ВВОД УПРАВЛЯЮЩИХ СИМВОЛОВ Иногда возникает необходимость вставить в текст служебные (управлящие) символы, например, для управления печатающим устройством. Это можно сделать с помощью команды <ПРЕФИКС><^>. (Знак "^" - отрицание - расположен под буквой "Ч").Например: CTRL L (CTRL от "Control" - управляющий) - Вставится символ СУ/L - перевод формата. Управляющие символы отображаются редактором, как "знак отрицания, буква" и при редактировании воспринимаются как один символ. 10. РЕЗЕРВНЫЙ ФАЙЛ При работе с ТЭР EDIK на диске всегда хранятся две копии текста. При этом правила образования копий следующие: 1. При создании нового текста по окончании работы над ним на диске образуется файл с указанным именем (например, TEXT.TXT). 2. По окончании следующего редактирования этого текста файл с измененным текстом получает то же имя (если явно не указано другое имя выходного файла - об этом см. ниже), а файл с прежней "версией" текста получает новое имя. Это имя образуется следующим образом: собственно имя файла сохраняется, а тип файла становится "ВАК". В нашем примере после нового редактирования на диске будут два файла: TEXT.TXT и TEXT.BAK. 3. При каждом последующем редактировании процедура, описанная в п.2, повторяется снова. 11. КОМАНДНАЯ СТРОКА. КЛЮЧИ Редактор допускает ввод командной строки с указанием ключей, влияющих на режим работы редактора. *<ВЫХОДНОЙ ФАЙЛ>[размер]=<ВХОДНОЙ ФАЙЛ>,<ФАЙЛ ПОДСТАНОВОК> --------------------------------------------------------- Здесь: ВЫХОДНОЙ ФАЙЛ - имя файла, получающегося после редактирования; РАЗМЕР в квадратных скобках (необязательный) указывает объем резервируемого под выходной файл дискового пространства в блоках, причем указание "-1" означает выделение максимального свободного пространства); ВХОДНОЙ ФАЙЛ - имя редактируемого файла; ФАЙЛ ПОДСТАНОВОК - (необязательный): может быть указано имя файла, автоматически подключаемого в качестве файла подстановок. Если имя выходного файла совпадает с именем входного, то командная строка может иметь вид: - 25 - *<ИМЯ ФАЙЛА><КЛЮЧ> Можно употреблять следующие ключи (допускается одновременное использование нескольких ключей): /C - (Create - создать) - ключ говорит редактору о том, что создается новый файл; /I - (Inspect - просмотреть) редактор открывает файл только для просмотра, такой файл можно только просматривать, выходной файл не создается и не требуется под него место на диске. С этим ключом можно открыть устройство с нефайловым доступом (например, диск). /A - (All - все) - редактор включает в текст ВСЕ управляющие символы, кроме ограничителей строки. Можно редактировать символы переключения регистров РУС/ЛАТ (^N и ^O). /8 - (ASCII 8 Bit) - редактор формирует выходной файл с использование восьмибитовых кодов символов, а не управляющих последовательностей (Shift In, Shift Out)